19 Августа 2017

Пьяное быдло, трезвые говоруны, «благородные» царские офицеры

 Но у нас ведь народ какой? Чуть что услышит  по беспроводному вещанию – тут же верит.

подробнее »

Всё выше, и выше, и выше взлетают наши цены

Потому что собирать средства предполагается не буржуазно-капиталистически-рыночным путём, а на привычной разбитой и заезженной дороге крепостного права 

подробнее »

Новые успехи прокуратуры в борьбе с молодёжью

  Безделье – мать всех пороков. Суворов

подробнее »

18.08.2017 - Борьба с "борзотой" добавила "борзоты" на 7,5%

СКР предъявил первое обвинение после начала борьбы с «борзотой» 

18.08.2017 - Кто не способствует укреплению власти олигархии, тот разжигает рознь

 Суд приговорил Квачкова к полутора годам колонии по делу о разжигании розни

17.08.2017 - Посторонитесь - руководители ЦБ РФ несут ахинею

ЦБ призывает ограничить потребление ради стабильных цен

14.08.2017 - Делают денежную накачку, а списывают на неурожай

Денежная база РФ в широком определении в июле выросла на 2,7%, до 11,908 трлн руб. - ЦБ 

11.08.2017 - Обыденная действительность постсоветской России

Счетная палата: Из бюджета утекло больше триллиона рублей  

07.08.2017 - Сдерживание инфляции с помощью статистики

Личную инфляцию в РФ за три года подсчитали по старым чекам из магазинов, она в два раза выше официальной 

07.08.2017 - Прокуратура РФ на защите коррупционеров

Своих не бросаем: Экс-глава Минсельхоза легализовала более $70 млн в Швейцарии 

06.08.2017 - На службе у олигархии

Правительство России решило убить рубль: санкции ему помогут 

04.08.2017 - Просто денег нет

 На фоне падения экономики и массового обнищания населения российские миллиардеры увеличили свои капиталы на 37%.

Актуальный архив » Актуальный архив ДС

Актуальный архив ДС

26.04.2008 - Между доксой и софией

Актуальный архив

                                  М Е Ж Д У      Д О К С О Й       И       С О Ф И Е Й

                                    ( ГЕРМАН  ЛОПАТИН НА  СТАВРОПОЛЬЕ)

            Признаюсь сразу: мне нравится эстетический о б л и к профессиональной награды журналистов Ставрополья. Художественное исполнение же портрета Лопатина в ней – лучшее, что я встречал на обложке и в текстах специальной и популярной литературы.

            Дело, однако, в том, что «художество» и «эстетика» символа вообще, а данного символа в частности, подчинено, прежде всего и главным образом тому, что именуется  с м ы с л о м!

            Объясняемся, на сей счет.

                        … Что такое   о б щ е с т в о ?  Это ни что иное, как круго-оборот «идей», «вещей» и «людей». Проще говоря, каков оборот,  таково и само общество!

            Ежели оборот этот идет «вокруг» вещей и только вещей, то мы и имеем имущество как смысл и образ жизни, где человек добровольно превращается в «экономического агента», да и само слово «богатство» здесь полностью извращается заодно. Летом 1908 года Г.Лопатин приехал в Англию и был  /после долгого – долгого перерыва/ неприятно удивлен: «Третируют теперь пассажиров 3-го класса, как каких-нибудь преступников, требуя от них предъявления 5 фунтов  /50 руб./, чтобы они не увеличивали число местных нищих, и подвергают медицинскому осмотру. Пассажиров 1 и 2 кл. эти  меры  не  касаются  благодаря    ц а р с т в е н н ы м     п р а в а м     б о г а т с т в а     в    в е к     к а п и т а л и з м а».

            Если оборот  жизни идет вокруг и по поводу идей, то общество есть Идео-кратия. Лучше или хуже – это уже второй вопрос. Худшие из идеократов те, кто сводит идеи к «словам», слова к  «знакам», а знаки вообще к   б у м а г а м.  От них рождаются со-общества фанатиков, бюрократов, бумагомарак …

            Конечно, журналист – не бумагомарака! Журналист вообще стоит на том, что оборот идей есть  с е м и о з и с.  Но семиозис  /работа со знаками и словами/ далеко не обязательно и не всегда есть оборот идей! – добавит хороший журналист.

            Прообраз своей собственной ставропольской награды – Герман Лопатин – остро отражал, сей фундаментальный жизненный факт.

            Такие люди как Тургенев, Горький, Короленко, Даниельсон советовали ему написать свои воспоминания. А Глеб Успенский решил сделать это сам и даже название придумал – «Удалой добрый молодец».

             - Он видел все и вся. Это целая поэма, – восхищался Глеб Иванович. – Орел и ангел! - добавлял он.

Но, ведь, не написал! И даже классик русской журналистики  /точнее бы сказать – литературы!/ Гиляровский и то написал о нем лишь маленький – премаленький очерк.  В чем тут дело?

            Дело в том, что вслед за Успенским, Фридрих  Энгельс назвал Лопатина  «героем без фраз».

            А вот самоотчет Германа Александровича: «Плохо доверяю себе вследствие некоторых странностей моей натуры по литературной части.

            Существуют графоманы,  у меня,  очевидно,  противоположная крайность  -      г р а ф о ф о б и я».

Графофобия – это  «п р е с с о ф о б и я»,  в другой раз обобщил и уточнил он.

Летом 1908 года был опубликован Лопатинский перевод писем Маркса и Энгельса к Даниельсону. Написал к Короленко: «… посылаю Вам перевод, не ради его интереса для широкой публики, а просто как «вещественный знак невещественных отношений», т.е. моего искреннего уважения и сердечной привязанности к Вам».

Выражение такого рода Лопатин взял из I тома «Капитала» Маркса, который и перевел. Там оно звучит как «чувственно – сверхчувственное», «полное метафизических тонкостей и теологических ухищрений». Только такого рода мета-физические жизненные связи и соответствуют, по нему, отношению личности к личности, человека к человеку.  И никак не меньше!

Когда  же  общество  организует  себя  как оборот вещей и идей по поводу и   вокруг       л ю д е й , то умирает и  «прессофобия». А люди превращаются в героев Истины и Знания: учителей, философов и мудрецов

Отнюдь не в таком модусе своей жизни изображен Герман Лопатин на журналистской награде профессионалов и мастеров пера солнечного Ставрополья. И в этом-то весь смысл затеянного здесь разговора и вся его суть!

… В 1866 году Лопатин окончил естественное отделение физико – математического  факультета Петербургского университета. Защитил диссертацию на тему «О самопроизвольном зарождении». А это – ничто иное, как самая точная и самая чёткая формула мировой академической традиции и мысли, последних 25 веков!  Ежели Универсум есть начало и сущность всего, то, что же есть начало самого Универсума?!  - проще говоря. Если сущность мира выражает себя через саму себя, то точно так же должна поступать и сама человеческая личность! Вот почему доверять свое самовыражение не Логосу, а Слову, да еще и слову … в м е с т о  Логоса; да еще и слову в чужих руках … Да еще и  рукам , что держит перо… за деньги …  Ну, уж нет!!!

Журналистика без Логоса есть голый семиозис, то есть частная собственность на само Слово. Это когда слово не ради мысли  /с  мыслью!/, а вместо нее. «Если бы мысль и слово непосредственно совпадали, то самые большие болтуны были бы самыми великими мыслителями!» – ехидно, но справедливо говорил по этому поводу Людвиг Фейербах. Таковы же характерные признаки и не-   с о ф и о л о г и ч е с к о й  журналистики. Древние греки, которые все как один жили так  же, как жил один Лопатин, именовали бы такую журналистику   д о к с а - к р а т и ч е с к о й.  Той, что добивается господства слова над смыслом, мнения над мыслью, проще говоря. Ведь мнение – это случайная мысль и есть!

Случай же не должен господствовать над Универсумом, Жизнью, Личностью, Смыслом и Человеком. Так говорит всемирная Академия, к которой Г.Лопатин причислил себя раз и навсегда.

Вывод? 

Значок отличника журналистики ставрополья демонстрирует нам Лопатина  не  со  стороны  его  необходимой  закономерности,  а  с   весьма и весьма  с л у ч а й н о й   для него стороны. И по законам Смысла, он толкает журналиста не на борьбу с Доксой в союзе с Софией  /т.е. мудростью/, а на борьбу против Мудрости, да в союзе с Доксой.

Между тем, журналист, застрявший между тем и другими, не только обрекает самого Г.Лопатина на  незаслуженный позор.  Но и самую Жизнь человеческую он обрекает на вечную «беременность» Истиной, не давая ей по-настоящему «разродиться». Тут то и возникает нервическое  нетерпение т.н. «журнализма» суть которого :  сделать немедленно  к е с а р е в о  с е ч е н и е  и истине и самой жизни.

Журналист судорожно тянет к столу родильному того, кто  всю свою жизнь  «кесарит» и другого не умеет. То есть,  б ю р о к р а т а !  А вот зато терпеливая и умудренная акушерка по имени Академия  /повивальная бабка  Истины/  гонится им же взашей из дверей вон!

К сожалению, другого, увы, ему по определению не дано! Его участь – участвовать в постоянном и не прекращающемся  р а з г р о м е  жизни, а не в благоустройстве ее.

Ребёнок ломает игрушку, а бюрократ – человеческую судьбу. Союз журналиста и бюрократа – вот какой смысл заложен в символ профессиональной награды южно-русского журнализма…

Скажу откровенно: ничего и никому советовать я не буду и не хочу. Моя журналистская задача проще и скромнее – р а с с к а з а т ь.  И не более того.

27 января 2001 г. я был приглашен на Пленум Крайкома ставропольских коммунистов. Обсудив итоги выборов своего Губернатора, они, естественно,  задались вопросом : какие задачи следует решать в первую очередь, дабы по-настоящему о б у с т р о и т ь жизнь? Понятно, начинать надо с самой же партии. Но с какой именно её стороны?

Среди прочих разных идей, в моём диалоге с участниками Пленума, родилась и еще одна, весьма – весьма перспективная. А именно: учредить медаль им. Германа Лопатина за успехи в академическо – партийном строительстве. Ведь это - глубоко верно!   Судите сами.

Первое. Г.Лопатин – общепризнанная краеведческая ценность Ставрополья и всякий патриот родного края согласится с этим.

Второе. Сделав перевод на русский язык  «Капитала», он сумел соединить  Россию с марксизмом, а марксизм с - Истиной. Это ведь мало кому удавалось и раньше, а особенно теперь.

Третье. По Лопатину, «любить» народ без науки такое же пустое дело, как и заниматься наукой без всякого героизма и самопожертвования. 19 лет в Шлиссельбургской крепости, 4 года в Петропавловской, а всего 30 лет тюрьмы и ссылки – его решительное доказательство на сей счет.

Четвертое. Быть личностью важнее, чем стать чиновником при высоком начальстве и даже при царе. За Германом настойчиво «ухаживали» ставропольский губернатор Властов и генерал – губернатор Восточной Сибири Синельников. Но им обоим тот вежливо объяснил, что «Царь в голове» важнее милостей начальства. Именно это в его личности и отметил К.Маркс в 1870 году: «Лопатин посетил меня в субботу, я пригласил его на воскресенье  /он провел у нас с 10 часов утра до 12 часов вечера …/  У него очень живой критический ум, веселый характер,  с т о и ч е с к и й, как у русского крестьянина, который довольствуется тем, что имеет».

Маркс знал, что говорил : его учитель философии Г.-В.-Ф. Гегель в своей знаменитой «Феноменологии духа», как известно, доказал : в софиогенезе человеческой личности стоицизм – это та развилка жизненных дорог, откуда можно прийти либо  к   т.н.  «несчастному сознанию»,  либо - к мудрости. Путь, который через 11 лет в письмах к Вере Засулич К. Маркс для всей исторической России и прозрел …

                                 ххх                        ххх                       ххх

И, наконец, последнее. В Ставрополе  Г.Лопатин одновременно был служащим в канцелярии Губернатора и взял обязанности библиотекаря  /как в свое время это сделал и Иммануил Кант!/ Он явно знал слова Канта: «вещь» – это то, что обладает ценностью, а  достоинство Человека – это то, что не имеет цены.  

Между тем, как быть чиновником – это и значит быть социальной вещью. Хоть и в аппарате Государства…

Владеть этим теоретическим «нюансом»  лично – значит  п о м н и т ь, тем самым , всегда и везде, что т.н.  ВЛАСТЬ  - ВТОРИЧНА,  а  АКАДЕМИЯ  ПЕРВИЧНА!

Лучше, когда они вместе.  И совсем уж плохо,  ежели   наоборот …

PS.   Эскиз такой медали (и даже её тираж) были  изготовлен в апреле-мае того же года в Городском обществе «ЗНАНИЕ»  города  Ессентуки.

                                                                                  Февраль –2001 г. 

 

                       Валерий МОЛЧАНОВ, научный консультант журнал  «…ИЗМ»

(Опубликовано:  «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ», Калмыцкий Реском КПРФ, ноябрь, 2001 г. Тираж  1000.)

 



« показать за последнее время
« показать за Апрель 2008-го года (всего 18)


Архив
За 2015 год: Март[1]
За 2013 год: Январь[6] , Февраль[3] , Декабрь[1]
За 2012 год: Февраль[2] , Май[1] , Декабрь[17]
За 2011 год: Январь[1] , Апрель[1]
За 2010 год: Апрель[1] , Июнь[1] , Июль[2]
За 2009 год: Январь[2] , Февраль[1] , Апрель[2] , Май[2] , Декабрь[1]
За 2008 год: Март[16] , Апрель[18] , Май[1] , Июнь[1] , Август[7] , Сентябрь[1] , Октябрь[1] , Декабрь[2]

Спецблок

Алексей КАЗАКОВ. "П Л А Ч" ПО Ф. ЭНГЕЛЬСУ.

Вы услышьте, мы вам повторим

Поговорим о СПИДЕ

Уж прошло 140 лет… а ума всё нет и нет!

«УМ - ТВОЙ ВОЖАТЫЙ!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДУБИНА 

ОТКУДА ЧТО ИСХОДИТ...

Общенациональная идейно-теоретическая дискуссия

На празднике знаний: кафедра против Сократа

2008 - О «МЕРТВЫХ ЗОНАХ»

Алексей Софиолог. Шамиль… Бесланов или тысяча лет – не срок!

Фиаско политологии

ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ

Август 2006 года 

 Какой социализм мы построили?

Между метафизикой "дурной" и "конкретной"

О ТОМ, КАК ЕЩЁ РАЗ ХОРОНИЛИ КАРЛА МАРКСА.


Маленькие  замечания

Монопольное государство.

Между доксой и софией

Настоящие демократы...кто они?

«Что вовремя в голову не придет - по голове стукнет"

«ВКУС К ТЕОРИИ» и ИДЕОЛОГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ.

 Вперед, к диалектической логике!

КТО ЖЕ ВОДИТ ХОРОВОДЫ ?
Тождество мышления и бытия как предмет философских размышлений Э. В. Ильенкова

Э.В.ИЛЬЕНКОВ И РУССКИЙ АКАДЕМИЗМ

Школа Ильенкова и его философия

Пути русского богословия