24 Июля 2017

22.07.2017 - Курс на ограбление народа

 Реальные доходы россиян застряли на уровне 2007 года

подробнее »

19.07.2017 - Они нам санкции, а мы им инвестиции

Россия увеличила инвестиции в гособлигации США до 109 миллиардов долларов  

подробнее »

19.07.2017 - Когда прокуратура есть, а государства нет

Генпрокуратура выявила десятки тысяч нарушений жилищных прав россиян 

подробнее »

24.07.2017 - Население беднеет, банки жиреют

 Прибыль банковского сектора превысила 750 млрд. рублей — такого объема средств не было даже в докризисные времена.

19.07.2017 - Когда рост цен сам по себе, а инфляция сама по себе

Цена продовольственной корзины выросла на 15% за полгода 

09.07.2017 - Когда интересы олигархии и плутократии превыше всего

ЦБ не видит катастрофы в долларе по 80 рублей

04.07.2017 - Правительство заработало, а народ потерял

Правительство заработало 250 миллиардов на падении рубля

03.07.2017 - Россияне продолжают стремительно беднеть

Каждому десятому жителю страны не хватает денег даже на продукты, каждому четвертому - на одежду 

29.06.2017 - Оптимизация пенсионеров

Правительство отказалось индексировать выплаты работающим пенсионерам  

28.06.2017 - Это Екатеринбург в своем истинном лице.

Астрономические счета за коммунальные услуги получили сотни жителей дома в Екатеринбурге. 

28.06.2017 - Доходное место.

Почему ректоры вузов шикуют, а преподаватели нищенствуют? 

16.06.2017 - Проявление господства финансовой олигархии

 Прибыль банков РФ превысила 650 миллиардов рублей 

Философский клуб » Софиологическая журналистика

Софиологическая журналистика

02.07.2008 - На празднике знаний: кафедра против Сократа

НА ПРАЗДНИКЕ ЗНАНИЙ: КАФЕДРА ПРОТИВ СОКРАТА

Поговорим о том, чем неприлично портить праздник

1 сентября и 5 октября

В наше время модно божиться Знанием. В особенности модно на него…клеветать.

На кафедрах различных факультетов, как то: «фило-логических», «гуманитарных», «культуро-логических», «полито-логических», «философских», «социо-логических» и прочих, и прочих, пузатые лысые дяди и бородатые юноши назойливо твердят студенткам-простушкам одно, но, видимо, самое-самое для них важное: знать Истину – нескромно; настаивать на Всеобщем – тоталитарно; иметь Авторитет и блюсти к нему уважение со стороны себя и других – не гуманно; соблюдать Дисциплину Мысли и оберегать её – бездушно, а уж подвергать сомнению все эти заповеди  Кафедры – по меньшей мере недемократично.

Кто попробует, тот либо «хулиган», либо – «ТОТАЛИТАРИСТ»!

Ведь, что ни говори, а «тоталитаризм» – это первейший враг «демократии и плюрализма». А при известной настойчивости ведёт аж… (О Боже, и подумать-то страшно, КУДА ИМЕННО ОН ВЕДЁТ!)

Между тем, логически образованным гуманистам, психологам, социологам и фило-логам  вообще, не может не быть ясно: СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ – НАЧАЛО ИСТИНЫ! Другими словами, «тотальное» – это, для людей разумных, всего-навсего (и прежде всего!) суть «все-общее». И больше ровным счётом НИЧЕГО.  

Присмотревшись к этим особенностям нашего времени, приходишь к выводу: ох и лукавят же современные «кафедральные оракулы»! Хоть ты на них с точки зрения Науки, хоть с точки зрения самой Библии посмотри…

А вот лукавят-то зачем? И, самое главное, почему?!

…Нужно сказать, что ещё «учитель всех учителей» 25 веков тому назад расставил тут всё по своим местам. Имя этому герою Истины и Знания - СОКРАТ. Лишь не-знание ведёт к отсутствию добродетели в человеке – полагал он. А хамское неуважение ко «всеобщности знания»,- продолжил его ученик Платон,- ведёт в том числе…

Жить Сократу случилось как раз в то время, когда современники его сделали открытие, что знание, оказывается, очень даже можно продать…

Ну и что же?! – быть может, скажет наш современник, не поддавшийся вирусу «ваучеризации». – Ежели знание может быть товаром, это ведь вовсе не значит, что товар должен быть именно знанием. Ведь производит и владеет-то знанием как Знанием именно мыслитель, мудрец, а уж вовсе не «продавец»!

И будет вполне прав.

Знания не продаются! – вслед за Сократом, можем сказать и мы.

Они - ПЕРЕ-даются. И передача их от человека к человеку есть его «СОФИО-генез», но вовсе не продажа. «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», - сказано давно и весьма-весьма умно на сей щекотливый счёт…

Итак, не «покупатель и продавец», а ученик и Учитель – вот та стихия Жизни, в которой только знание как знание и живёт. Его легко можно фальсифицировать. Например, подменить образование – «социализацией»; обучение подменить «просвещением»; воспитание – «адаптацией» и т. д. и т.п. Но ни в коем случае её, стихию эту, нельзя ЗАМЕНИТЬ!

Ведь «товару» – всё равно: чёрная банка с гуталином или белые балетные тапочки балерины. Товарность уравняет «всё со всем». Следовательно, кто «успешно торгует знаниями» – тот продаёт вам всё, что угодно, но только не их самих.

…Исповедуя эти принципы, Сократ жил более чем скромно со своей семьёй. И вот однажды, вместе со своей женой Ксантиппой, он пришел на рынок древних Афин. Торговые ряды ломились под тяжестью всякого товара, будя новые потребности и ажиотажный интерес. Оглядев всё это изобилие вполне хладнокровно, Сократ радостно воскликнул: «До чего же на свете есть множество вещей, без которых я вполне могу обойтись!»

И тут-то случилось житейски нечто знакомое и вполне современное. Жена Сократа, видимо, угнетённая скромностью их быта, а так же раздражённая его нежеланием разбогатеть, беря деньги с учеников за обучение, пришла в ярость. По свидетельству современников, она тут же окатила его из ведра. Прямо при всех. Источники не уточняют, были ли в этой карающей деснице с ведром помои или просто вода…

Что и говорить! Помои на голову мудреца – вещь для обывателя более чем сладостная ещё и сейчас. И то сказать: разве не достоин помоев тот, кто труд нестяжания ценит выше, чем трудность что-либо иметь?

Собралась толпа, которая, злорадствуя против Сократа-мудреца, поддержала Сократа-мужчину, науськивая проучить жену. На что тот добродушно ответил: «Вот видите? Я же всегда говорил, что за громами моей Ксантиппы обязательно следует дождь!»

И какова же мораль? Она предельно проста: продавать знания за деньги – это женский подход и к «истине» и к самой «торговле». Но мало ли чего «вдруг» женщина захочет захотеть?! Недопустимо обманывать ни покупателей, ни учеников! На то рядом с ней и мужчина, чтобы обмана этого не допустить…

Однако «женский каприз» в обращении со Знанием, за стенами дома Сократа, практиковали так называемые СОФИСТЫ. Знание нужно продавать, а покупателя можно обольстить! – полагали они. И не без успеха… Однако, и именовался их товар не «знанием», а софистикой. Так он зовётся и до сих пор…

Так чему же учит современную школу – нынешняя кафедра? Уж не тому ли, что женская снисходительность к познанию как торговле у Ксантиппы – «прекрасна», а вот мужская непреклонность Сократа перед лицом всякого торгашества – отвратительна?

Что ярость Ксантиппы на рынке /= в социуме/ - и «демократична», и «плюралистична», и «скромна» и «гуманна»? А добро-душие и понятливая мягкость Сократа в Обществе к стихийной путанице самой жизни – «авторитарна» и… даже более того?

Решите сами.

А вот чему учит нынешнюю школу сам Сократ? Не тому ли, во-первых, что кафедра ведёт себя так же, как тогда на рынке Ксантиппа…

Что, во-вторых, школа по самому своему существу, есть не «социум», а софиум? И лишь потому она – подлинно общественна…

Не тому ли, в-третьих, что не следует путать Женщину – с «бабой», а «софистику» путать с Софией?

Ибо кто истинно ЗНАЕТ, тому, не путая школу с рынком, не приходится ни обманывать, ни обманываться, ни обольщать!

Сократ и сегодня учит ПРОЯВЛЯТЬ МУЖЕСТВО В ПОЗНАНИИ, проще говоря…

 

 

 

Август – 1996 г.

 

ОПУБЛИКОВАНО: - «Торг», сентябрь 1996 г (приложение к «Уральская газета»)

- «Новая хроника», 30 октября 1997 г. (№ 43 /147/)

- «Учитель», № 9, сентябрь, 1997 г.

- «Уральский университет», № 1 (2373), 23 января 1998 г.

 

О Т К Л И К И на статью:

 

 

Заметка «Кафедра против Сократа» напомнила мне другую статью того же автора под названием «Демон Сократа», опубликованную в газете «На смену!» в 1984 году. В ней В.Молчанов доказательно и своевременно предупредил общество, что если дух сократовской мысли и дольше будет выветриваться из жизни, то ничего хорошего ждать не придётся.

С тех пор прошло 13 лет и предсказания учёного полностью оправдались: рухнули официальные идеология и мораль; исчезли госэкзамены по «научному коммунизму» как последняя ступенька советского интеллигента на пути к вожделённому диплому о высшем образовании; испарились горкомы, райкомы и парткомы КПСС, как хранители истины в последней инстанции; кануло в Лету самое большое в мире государство; в прах обратились вклады на сберкнижках, но зато выросли цены и упали стипендии, пенсии и зарплаты…

Если и теперь, после столь жёсткого урока, «учитель всех учителей» не будет, наконец, реабилитирован, то крах неминуемый ожидает не только кафедру, но и школу – оплот Детской Души. Так предупреждает автор, и предупреждает в очередной раз.

Так в чём же дело?

А дело в том, считает учёный В.А.Молчанов, что в погоне за жизненным успехом, люди по-прежнему могут поступать двояко: либо познать Истину, либо же обольстить Начальство. Первому должна научить школа. А второму до сих пор ещё учит кафедра, несмотря на своё недавнее фиаско.

При этом школа всё больше и больше заглядывает кафедре в рот. И при этом кафедра делает вид, что именно она и только она всецело и монопольно истиной и владеет…

Скрывая своё тесное родство со вчерашним парткомом, кафедра имитирует свою интимную близость с вечностью в лице старого Сократа. Публика этому простодушно верит, сохраняя прочную основу дальнейших жизненных катастроф.

А жаль!

 

 

Геннадий СЕРГЕЕВ, сотрудник

Департамента

Образования Правительства

Свердловской области

 

 

Признаюсь, меня не удивило появление этой статьи Валерия Молчанова. В одном из своих публичных выступлений он признался аудитории, что на протяжении 15 лет работы в Свердловском медицинском институте его не покидало состояние полной ошеломленности от открытия, которое он сделал в первый же год своей преподавательской карьеры. А именно: студенты-выпускники, направляясь трудиться на самые трепетные направления современной медицины – педиатрию и психиатрию – шли к пациенту со святым убеждением в том, что… Сократ – шизофреник!

Эту святую уверенность они переняли от своих профессоров и доцентов, чей авторитет в медицине поистине непререкаем. Что гуманитарные последствия от такого положения вещей поистине катастрофичны, я вскоре убедился и сам.

…Несколько лет назад я, как председатель медико-психолого-педагогической комиссии (МППК), присутствовал на педсовете одной из престижно-образцовых школ Орджоникидзевского района. Повод был такой: на комиссию направлялись дети с предполагаемым «ненормальным» психическим статусом ребёнка. А характеристики, составленные их учителями, содержали в себе кричащие противоречия в оценке софиогенеза способностей. Например, диагностируется отсутствие воли у ребёнка на уроке и тут же – свидетельство о ярком проявлении воли в игре; делают заключение о пониженном интеллекте и тут же – рассказ о ярких логических проявлениях ума и т.д. и т.п.

Статистика была богатой, но констатация этого обстоятельства вызвала неудовольствие в учительской. И на «помощь» была призвана зам директора по науке, выпускница философского факультета. Слово за слово, и выяснилась тема её дипломной работы – «Гуманизм Платона». Что ж, может быть. с позиций науковедения название не совсем бесспорно, но для педагогики разве не очень хорошо?

Но нет! «Философский авторитет» местных учительниц решительно заявила, что обнажать противоречия в учительских характеристиках, а тем более требовать ответственности за логические несообразности – нельзя.

- Но почему?! – спросил я.

- А потому, что это негуманно! – ответили мне.

- Как же так, противоречит сам себе учитель, а в «пониженном интеллекте» подозревают ребёнка? – не унимался я. – Какой же тут гуманизм?!

Страсти накалялись и учительницы всё заинтересованнее заглядывали поочерёдно нам в глаза: чья возьмёт!

Наконец, в качестве главного арбитра, помянули самого Платона: душевность следует проявлять, но логику-то при этом нарушать недопустимо. Разве не так?

И тут моего яростного оппонента просто прорвало: «Да я ради гуманистического уважения к человеческой душе даже дочери своей разрешу хоть в проститутки пойти! Лишь бы не давить на неё даже во имя вашей логики», - заявила она.

В учительской кто-то ахнул. Признаться, я сперва остолбенел.

- Неужели?

- Да, да, да!

… Говорить было больше не о чем. Град пресловутых диагнозов «ЗПР» в этой школе был вполне объяснён. С его помощью выметались неугодные ученики, чтобы оставить «элитный» материал – угодных.

Мои же мысли потекли в направлении вопроса: где?

Позже я выяснил, что диплом «Гуманизм Платона» был защищён на кафедре истории философии УрГУ.

Как видим, кафедра и тут «своё брала». Такова жизнь…

 

 

Владимир ГУКИН, координатор

Областного педагогического общества.

 

Главную мысль статьи В.Молчанова можно отразить примерно так: древняя Ксантиппа – это современная «кафедра», усмирённая Сократом. А современная кафедра – это историческая «Ксантиппа», вырвавшаяся из крепких мужских рук и оказавшаяся без руля и ветрил Сократовой вековой мудрости.

Объявляя себя учреждением «академическим» и «платоническим» по своим намерениям, нынешняя кафедра подсовывает обществу доцентскую суету под видом «мудрости».

Почему это крайне опасно?

А потому, что кафедра бесконтрольно делегирует своих представителей во все руководящие сферы общества, народного хозяйства и государства, не желая при этом брать на себя ответственность за положение дел в целом. И этой же элитарной безответственностью она заражает и среднюю школу.

Например, почему учителя сегодня в массе своей оказываются без зарплаты? Говорят, что нет бюджетных средств. И они – жертвы обстоятельств…

А кто же верстает такой бюджет? Да ведь делают это их вчерашние ученики, прошедшие «отбор» кафедры и занявшие общественно-государственные высоты народной жизни.

Вот и получается, как ни крути, что голодающий учитель… наказал себя сам!

Но разве возможно такое самокритичное признание из уст самих учителей?

Учёный прав: вот когда сотни тысяч учителей ясно и внятно, на всю страну не побоятся об этом сказать, тогда-то и начнётся настоящее духовное возрождение России. Возрождение, которое В. Молчанов называет «софиологической революцией».

 

Владимир ЧУЧИН, педагог

дополнительного образования,

член педагогического общества.

Сентябрь - 1997 г.

 

« показать за последнее время
« показать за Июль 2008-го года (всего 10)


Архив
За 2017 год: Март[1] , Апрель[1] , Июль[1]
За 2014 год: Декабрь[1]
За 2013 год: Январь[1] , Март[2] , Июнь[2] , Июль[1] , Август[1] , Сентябрь[1] , Октябрь[2]
За 2012 год: Апрель[1] , Июль[1] , Декабрь[4]
За 2011 год: Январь[1] , Март[1] , Июнь[2]
За 2010 год: Май[3] , Июнь[1] , Сентябрь[1] , Октябрь[1]
За 2009 год: Январь[1] , Февраль[8] , Май[2] , Июнь[1] , Июль[1] , Сентябрь[1] , Декабрь[1]
За 2008 год: Февраль[1] , Март[17] , Апрель[8] , Май[3] , Июнь[2] , Июль[10] , Август[3] , Октябрь[2]

Спецблок

Алексей КАЗАКОВ. "П Л А Ч" ПО Ф. ЭНГЕЛЬСУ.

Вы услышьте, мы вам повторим

Поговорим о СПИДЕ

Уж прошло 140 лет… а ума всё нет и нет!

«УМ - ТВОЙ ВОЖАТЫЙ!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДУБИНА 

ОТКУДА ЧТО ИСХОДИТ...

Общенациональная идейно-теоретическая дискуссия

На празднике знаний: кафедра против Сократа

2008 - О «МЕРТВЫХ ЗОНАХ»

Алексей Софиолог. Шамиль… Бесланов или тысяча лет – не срок!

Фиаско политологии

ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ

Август 2006 года 

 Какой социализм мы построили?

Между метафизикой "дурной" и "конкретной"

О ТОМ, КАК ЕЩЁ РАЗ ХОРОНИЛИ КАРЛА МАРКСА.


Маленькие  замечания

Монопольное государство.

Между доксой и софией

Настоящие демократы...кто они?

«Что вовремя в голову не придет - по голове стукнет"

«ВКУС К ТЕОРИИ» и ИДЕОЛОГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ.

 Вперед, к диалектической логике!

КТО ЖЕ ВОДИТ ХОРОВОДЫ ?
Тождество мышления и бытия как предмет философских размышлений Э. В. Ильенкова

Э.В.ИЛЬЕНКОВ И РУССКИЙ АКАДЕМИЗМ

Школа Ильенкова и его философия

Пути русского богословия