19 Июля 2018

19.07.2018 - Наперсточники-реформаторы

Счетная палата не обнаружила связи между повышением пенсионного возраста и ежегодным увеличением пенсий 

подробнее »

15.07.2018 - Власть окутала пенсионную реформу «завесой секретности»

Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста россиян на следующей неделе 

подробнее »

13.07.2018 - Подмена законной индексации трудовых пенсий

        С ноября 1993 года законную индексацию ТП в темпах инфляции подменяли  компенсациями.

подробнее »

18.07.2018 - Российских пенсионеров ограбят в любом варианте

Без реформы выплаты сократились бы в полтора раза  

15.07.2018 - Правительство поможет миллиардерам платить меньше налогов в России

 

10.07.2018 - Минсельхоз предложил повысить НДС на продукты

Министерство сельского хозяйства России выступило с инициативой об отмене льготной ставки НДС для продуктов заменителями молочного жира. 

10.07.2018 - Общественная палата России поддержит изменения пенсионного законодательства

Вводить граждан в заблуждение - вот основное назначение Общественной палаты. Вводить видимостью причастности общества к решению государственных и общественных дел, и даже самим названием - Общественная палата.  

09.07.2018 - Как изношенные сети Путину подгадили

 В славном городе Геленджике прорвало канализацию, и всё, что внутри оной было, потекло в ласковое море.

06.07.2018 - Любимы вид спорта олигархов и плутократии -"затягивание поясов" народу

МЭР предсказало россиянам еще один год "затягивания поясов" 

04.07.2018 - Облегчение кошельков граждан поставлено на поток

 За последние месяцы правительство трудилось стахановскими темпами, проведя ряд блестящих операций по избавлению граждан от «избыточной» денежной массы

04.07.2018 - Что сделало рубль самой слабой валютой: названы главные причины

 Прогноз курса рубля на ближайшее время

03.07.2018 - БЕЗБРЕЖНОЕ МОРЕ ВАУЧЕРОВ

МАЛОИЗВЕСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЕЛЬЦИНСКОГО РЕЖИМА 

Сколарх » Мастер - КЛАСС

Мастер - КЛАСС

20.03.2009 - Об одной забытой антиномии И.Канта

                             ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В  НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ

                                     (Об одной забытой антиномии И.Канта).

Исследуя деятельностные механизмы человеческого познания, немецкая классическая философия поставила (и своеобразно решила) ряд проблем, возникающих в процессе философского образования индивида. Цель философского образования – воспитание творческого мышления, ибо творчество, свобода – «объективное основание» (И.Кант Сочинения, т.4, ч.1, с.167.) человеческого бытия.

Однако, в «Критике чистого разума» Кант указывает на весьма основательную трудность педагогического процесса. Дело в том, что философская система, со стороны своего творца, предстает как форма опредмечивания творческих потенций его мышления и имеет характер «объективно философского» знания.

Но - не то, с изучающим философию!

Всякий индивид, усвоивший ту или иную систему (или даже всю историю философии) «развивался по чужому разуму» (там же, т.3,с.682.) В силу этого его знания являются «субъективно историческими». Это значит, что «он хорошо воспринял и сохранил, т.е. выучил, систему и представляет собой гипсовый слепок с живого человека» (там же, т.3,с.683.)

Следовательно, к своим знаменитым антиномиям Кант добавляет еще одну: противоречие между философским творчеством и философским образованием.. 

Итак, по Канту, получается, что творческое мышление может быть лишь предпосылкой, но никоим образом не результатом образования.

Несомненно, что такая точка зрения является рецидивом «гносеологической робинзонады». Ибо где же, как ни в общении с великими мыслителями, человек может максимально развить эту свою способность?

Ведь «теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Маркс К. И Энгельс Ф. Соч.,т.20, с.366.), т.е. ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

Это понимали уже последователи Канта.

Так, для Фихте, решение проблемы состоит в том, что «нужно изучать систему и изучать её до тех пор, пока сделают её своим собственным изобретением» (Фихте И.Г. «Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Соцэкгиз, М., 1937, с.65..)  Но возможно это лишь в том случае, когда философская система выступает в процессе образования не просто как текст, а как урок, пример философского изобретения.

Фихте издевался над так называемыми «философами по профессии», которым известно лишь «собрание изречений мудрецов». Ведь и свою аудиторию такие «учителя» будут лишь «натаскивать» в философии, ориентируя на запоминание терминологии, имен, дат…

Причем парадокс заключается в том, что такое знание оборачивается историческим фетишем, т.е.становится субъективно-историческим.

По Фихте же, философия должна «исчерпать всего человека», а поэтому она может быть усвоена «только полнотою всех его способностей» (Фихте И.Г. Избранные сочинения, т.1, М., 1915, с. 264).  До тех  же пор «пока образование убивает у столь многих одну духовную силу ради другой, силу воображения ради рассудка, рассудок ради силы воображения или же то и другое – ради памяти» ( там же, с.264), творческий потенциал философских классиков будет недоступен ученику.

Это «разделение способностей» и лежит в основ факта, подмеченного Кантом, когда продуктивность и репродуктивность мышления распределяется между разными индивидами. Вывод Фихте категоричен:  «Образование целостного человека, начиная с его ранней юности – вот единственный путь к распространению философии» (там же, с.495.)

Так в рамках проблемы философского образования (шире – деятельностной интерпретации мышления) немецкая классическая философия нащупала выход к социально-историческим механизмам становления и функционирования мыслящего человеческого сознания в процессе «производства человека» и его софио-генеза.

 

                                       Молчанов В.А., к.ф.н.

1979 г .

 



« показать за последнее время
« показать за Март 2009-го года (всего 4)


Архив
За 2014 год: Январь[1]
За 2011 год: Май[1] , Октябрь[1]
За 2010 год: Август[1]
За 2009 год: Март[4] , Апрель[1] , Июнь[1] , Август[1] , Ноябрь[1]
За 2008 год: Октябрь[2] , Ноябрь[1] , Декабрь[1]

Спецблок

Алексей КАЗАКОВ. "П Л А Ч" ПО Ф. ЭНГЕЛЬСУ.

Вы услышьте, мы вам повторим

Поговорим о СПИДЕ

Уж прошло 140 лет… а ума всё нет и нет!

«УМ - ТВОЙ ВОЖАТЫЙ!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДУБИНА 

ОТКУДА ЧТО ИСХОДИТ...

Общенациональная идейно-теоретическая дискуссия

На празднике знаний: кафедра против Сократа

2008 - О «МЕРТВЫХ ЗОНАХ»

Алексей Софиолог. Шамиль… Бесланов или тысяча лет – не срок!

Фиаско политологии

ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ

Август 2006 года 

 Какой социализм мы построили?

Между метафизикой "дурной" и "конкретной"

О ТОМ, КАК ЕЩЁ РАЗ ХОРОНИЛИ КАРЛА МАРКСА.


Маленькие  замечания

Монопольное государство.

Между доксой и софией

Настоящие демократы...кто они?

«Что вовремя в голову не придет - по голове стукнет"

«ВКУС К ТЕОРИИ» и ИДЕОЛОГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ.

 Вперед, к диалектической логике!

КТО ЖЕ ВОДИТ ХОРОВОДЫ ?
Тождество мышления и бытия как предмет философских размышлений Э. В. Ильенкова

Э.В.ИЛЬЕНКОВ И РУССКИЙ АКАДЕМИЗМ

Школа Ильенкова и его философия

Пути русского богословия